Torrent de Pareis, Мальорка, Испания.

Наш отпуск на Мальорке подходил к концу. Обязательную программу мы отработали и перешли на экстра бонусы. Основным таким бонусам была пешая прогулка по ущелью Торрент-де-Пари (каталонский, Torrent de Pareis).

В целом, Мальорка мне не очень понравилось. Мы приехали в высокий сезон и на острове было очень много туристов. Ко всему, сказывалось еще и постоянное сравнение с Тенерифе, Мадейрой и разными Греческими островами. Тут Мальорка, конечно, проигрывала. Но пешая прогулка по ущелью Torrent de Pareis в корне изменила мое отношение к острову.

Ущелье Torrent de Pareis - лучшее что есть на Мальорке.

Ущелье Torrent de Pareis — лучшее что есть на Мальорке.

Torrent de Pareis — ущелье с одноименной пересыхающей рекой (потоком). Ущелье находится на севере острова Мальорка, в горах Серра-де-Трамунтана (Serra de Tramuntana).  Формально, длина ущелья всего 3.3 км и начинается оно у соединения двух других потоков — Torrent de Lluc и Torrent des Gorg Blau . Название можно дословно перевести как «двойной» или «парный» поток. Место, где два потока объединяются в один, находится на высоте 180 метров над уровнем моря и называется S’Entreforc.

Началось все как обычно, с поиска информации в интернете. Мы нашли огромное количество разнообразных отчетов и фотографий, но ни в одном из них не был описан сам маршрут. Только благодаря картам Openstreetmap было примерно понятно где он начинался и где заканчивался. В итоге мы приехали к началу пешеходного маршрута и разведывали обстановку на месте.

На небольшой парковке, у начала маршрута, были заняты все парковочные места. В целом, это хороший знак. Значит маршрут «расхожен» и активно используется. Мы с трудом нашли парковочное место, изучили информационный стенд и двинулись в путь.

Все началось с автодороги Ma-10. Здесь мы оставили машину, на информационном стенде посмотрели описание маршрута и двинулись вот по этой тропинке.

Первые несколько минут мы шли вдоль выгоревших (от солнца) полей. Ну улице было около +27 °C. Не самая идеальная температура для таких прогулок, но бывало и хуже. Идти нам предстояло 6 часов и спустится к мору с высоты 680 метров.

Первые несколько минут мы шли вдоль выгоревших (от солнца) полей. Ну улице было около +27 °C. Не самая идеальная температура для таких прогулок, но бывало и хуже. Идти нам предстояло 6 часов и спустится к морю с высоты 680 метров.

Внезапно поля закончились и мы стали спускаться вниз по пешеходному серпантину. Тропинка была четко видна и сбиться с пути было просто невозможно.

Вскоре показалось ущелье Torrent De Pareis.

Чем ниже мы спускались, тем больше ущелье впечатляло. Шли мы в полном одиночестве. За первые пол часа нам не встретилось ни одного человека. После двух недель на острове  до отказа набитом туристами это произвело впечатление.

Чем ниже мы спускались, тем больше ущелье впечатляло. Шли мы в полном одиночестве. За первые пол часа нам не встретилось ни одного человека. После двух недель на острове до отказа набитом туристами это произвело впечатление.

Вид назад. Вот по такой тропике мы шли первый час. Темп радовал и казалось, что прогулка будет легкой. К этому моменту мы спустились больше чем на половину - до 350 метров над уровнем моря.

Вид назад. Вот по такой тропике мы шли первый час. Темп радовал и казалось, что прогулка будет легкой. К этому моменту мы спустились больше чем на половину — до 350 метров над уровнем моря.

Ущелье Torrent de Lluc. Именно по нему мы продолжим путь до ущелья Torrent de Pareis.

Чуть больше часа и мы на дне ущелья. Высота над уровнем моря в 300 метров нас немного смущала. Предполагалось, что после затяжного спуска нам нужно будет пройти по дну достаточно плоского ущелья. Но по высоте это была лишь половина.

Torrent de Lluc. Именно такой нам казалась дальнейшая дорога.

В пещере на дне ущелья мы сделали привал. Мы честно считали, что самый трудный отрезок пути пройден.

В пещере, на дне ущелья, мы сделали привал. Мы честно считали, что самый трудный отрезок пути пройден.

Вид из пещеры. Чтобы лучше понять масштаб, можете найти человека в кадре.

Через 1:40 мы дошли до места с названием S'Entreforc. Тут встречаются потоки Torrent de Lluc и Torrent des Gorg Blau. Объединившись они и образуют Torrent de Pareis ("двойной поток").

Через 1:40 мы дошли до места с названием S’Entreforc. Тут встречаются потоки Torrent de Lluc и Torrent des Gorg Blau. Объединившись они и образуют Torrent de Pareis («двойной поток»).

Torrent des Gorg Blau.

И вот тут мы поняли что нас ждет дальше, и почему на 8 км. уходит 6 часов.

Почти всё оставшееся расстояние нам предстояло карабкаться по камням самых разных размеров. Большую часть времени мы не шли, а пролазили между камнями, прыгали вниз и лезли наверх.

Вид в небо. Torrent de Pareis.

Иногда камни имели очень причудливую форму. В некоторых камнях были абсолютно гладкие чаши размером с небольшой бассейн.

Не смотря на импровизированные указатели, не всегда было просто найти правильный  маршрут между камнями. Зачастую приходилось возвращаться и искать варианты обхода.

Не смотря на импровизированные указатели, не всегда было просто найти правильный маршрут между камнями. Зачастую приходилось возвращаться и искать варианты обхода.

Иногда приходилось съезжать на попе. Многие камни отполированы не одной тысячей туристических поп.

Сложные участки были оборудованы нехитрыми приспособлениями типа канатов, импровизированных поручней и ступеней.

Некоторые внезапные обрывы имели высоту в 15-20 метров. Иногда встречались надписи на камнях "сюда не ходи, туда ходи".

Некоторые внезапные обрывы имели высоту в 15-20 метров. Иногда встречались надписи на камнях «сюда не ходи, туда ходи».

Особенно обидно было подниматься обратно. В принципе, сложных участков не было. Но если вы не можете несколько раз подтянутся, то в это ущелье вам лучше не соваться.

Иногда приходилось идти буквально по стенам ущелья. Вот прямо по таким камням.

Вдруг камни заканчивались и начинался ровный участок из гальки. Чем длиннее был такой участок, тем больший камень все это держал.

Однажды нам встретился идеально прямоугольный "камень-плотина".

Однажды нам встретился идеально прямоугольный «камень-плотина».

Видно, сколько воды здесь бывает.

Опять ровный участок.

Ровный участок обычно заканчивался самым сложным спуском.

Пещера vor Clot de l’Infern. Ущелье Torrent de Pareis.

От пещеры vor Clot de l’Infern начиналось самое узкое место. Ущелье Torrent de Pareis.

Но мы продолжали лезть по камням. К этому моменту мы шли уже пять часов. Нам оставалось спуститься всего на 50 метров.

Еще один вид в небо. Внутри ущелья достаточно темно.

Чем дальше, тем уже. Torrent de Pareis.

Самое узкое место. Torrent de Pareis.

Иногда камни настолько больше, что между ними не нужно протискиваться, можно свободно проходить.

Иногда камни настолько большие, что между ними не нужно протискиваться, можно свободно проходить.

Скалы. Torrent de Pareis.

Мы даже приблизительно не знаем сколько нам еще идти. Ни о какой мобильной связи и навигаторах в таком ущелье речи не ведется.

Начинает казаться что конец ущелья уже рядом. Мы идем 5 часов 30 минут. За все время нам навстречу попалась только одна немецкая парочка. Так мало людей на Мальорке не были нигде.

Начинает казаться что конец ущелья уже рядом. Мы идем 5 часов 30 минут. За все время нам навстречу попалась только одна немецкая парочка. Так мало людей на Мальорке не было нигде.

Все, пришли! Идти еще около 500 метров, но теперь то мы точно знаем где мы. На пляж Sa Calobra и Torrent de Pareis мы уже приезжали дважды.

Осталось пролезть под последним камнем. Прямой выход перегорожен водой.

Тот самый водоем, которые помешал нам выйти напрямую. Таких водоемов было много.

Тот самый водоем, который помешал нам выйти напрямую. Таких водоемов было много.

Этот знак нам уже знаком. До него мы доходили со стороны пляжа.

Последние 500 метров - заминка. Смущало только то, что закончилась питьевая вода.

Последние 500 метров — заминка. Смущало только то, что закончилась питьевая вода.

Дело шло к вечеру и солнце опустилось достаточно низко. Ущелье стало стремительно темнеть. По этом последние несколько фотографий взяты из предыдущей поездки к пляжам Sa Calobra и Torrent de Pareis.

Чем ближе к морю, тем шире ущелье Torrent de Pareis.

Видно кусочек моря.

А вот и одноименный пляж. К вечеру народу сильно меньше.

Мы вышли на маршрут в 11 утра. К автобусной остановке и парковкам автомобилей в Sa Calobra мы добрались только к 17:30. Тут мы смогли купить воды и выяснить неприятную деталь. Автобус из Sa Calobra ходит только два раза в день — утром и днем. Вот вам и Европа. Выхода у нас не было, пришлось ловить попутку.

На руку сыграло то что единственная парковка в Sa Calobra закрывалась в 18:00 и народ массово уезжал. С другой стороны, все машины были забиты до отказа. Удивительно дело, но почти все водители извиняясь разводили руками. Первая же машина со свободными местами остановилась.

Нас подобрала пожилая испанская пара. Мы с большим трудом объяснили куда нам надо. Ну а как объяснишь что наша машина стоит просто где-то у начала пешеходной тропы. Водитель перебирал все окрестные населенные пункты, а мы от них отказывались. Потом сошлись на том что скажем «stop», когда захотим выйти.

В итоге нас довезли до перекрестка с Ma-10, откуда мы бравой походкой, чуть меньше чем за час, добрались до своей машины.

И да, ноги потом болели еще неделю. Уж очень специфичная нагрузка — перелазить через камни.