Заповедник Портофино или скалолазы поневоле

Залезть куда-нибудь — это наша святая обязанность в любой поездке. В Италии мы полезли в заповедник Портофино. Вопреки нашим ожиданиям увеселительная прогулка превратилась в достаточно опасное приключение. Но обо все по порядку.

Один из первых опасных участков нашего маршрута. Эта парочка шла за нами, и мы нагло использовали их в роли спичечной коробки, дабы масштаб был понятен.

По своей сути заповедник Портофино — это полуостров San Lorenzo della Costa, размер примерно 5×5 км. С юга полуостров омывает Тигулийский залив (Golfo dell Tigullio), там находится Рапалло (Rapallo),  Санта-Маргарита (Santa Margherita Ligure) и Портофино (Portofino). Северный и западный берега не заселены, для Италии это большая редкость. Именно на этих берегах и расположился уникальный заповедник. Почему берега не заселены — станет понятно на фотографиях :)

Наш маршрут. Первая часть - на катере из Санта Маргариты до Портофино, а второй - пешком из Портофино до Камоли (Camogli)

Наш маршрут. Сначала на катере из Санта Маргариты до Портофино, а потом уже пешком из Портофино до Камоли (Camogli)

По территории этого заповедника проложен маршрут для пешеходного туризма. (Этот вольный перевод английского, а скорее даже американского, слова Hiking я взял из википедии.  Несмотря на нелюбовь к англицизмам, далее по тексту, я все-таки буду использовать термин Хайкинг.) Вообще в Италии, как и в других Европейских странах хайкинг достаточно популярен. Существует масса маршрутов и главное инфраструктуры для хайкинга. Практически в любой гостинице можно найти описание ближайших маршрутов. В туристических местах почти всегда есть плакаты с описанием маршрутов. Именно на такой плакат в Портофино мы и купились. Посмотрев на примерный контингент туристов, мы решили, что нам такая прогулка доставит только удовольствие, и никаких проблем с прохождением маршрута не возникнет.

Хайкеры на станции Камоли (Camogli)

«Примерный контингент» хайкеров на станции Кьявари (Chiavari)

В 14:40 прогулочный катер доставил нас в Портофино. Из праздного любопытства мы сначала пошли к маяку :) мыса Портофино. Благо идти туда совсем недалеко, а другого случая сходить туда у нас не предвиделось. Сходили быстро и не зря. Оттуда отличный вид на Тигулийский залив:

Вид на Тигулийский (Golfo Del Tigullio) залив с мыса Потофино.

Скалы мыса Портофино.

В районе 15:00 мы выдвинусь на маршрут. Ни на одном указателе не было указаны длины маршрута, только время прохождения — 5 часов. В 20:00 в тех краях уже совсем темно. К этому времени уже хотелось бы добраться до цивилизации.  Информационные щиты угрожали относительно плавным подъемом с 0 до 240 метров, потом плавным спуском к Сан Фруттозо до 5 метров, после чего резким подъемом на 275 метров, и таким же резким спуском до 72 метров, потом опять плавно вверх до 245 метров, и спуск к станции по улицам и тротуарам  на высоте примерно в 30 метров.

Как позже выяснилось весь путь делился на две части. Первая — простая, от Портофино до Сан Фруттозо, с тропинками, дорожками и информационными щитам, именно это путь преодолевали дедушки и бабушки которых мы встретили в самом Портофино.  Вторая, как было написано на плакате, для Expert Hikers, от Сан Фруттозо до Камоли.

Ворота от кабанов. Так спокойно начиналось наше путешествие.

Первую часть пути нас смущал только подъем. По подготовленным дорожкам высота набиралась очень быстро. На быстрый подъем уходило много сил. Потом перепады стали сложнее и такой скорости уже не было…да и другие проблемы нас волновали.

Изюминка этого маршрута - пейзажи и природа.

Изюминка этого маршрута — пейзажи и природа.

За 5 часов настолько изменялась местность вокруг нас, что нам иногда казалось что мы перемещались в другой климатический пояс. Сначала были оливковые рощи, потом луга, хвойные леса, густые лиственный леса и голые скалы.

Заповедник Портофино.

Заповедник Портофино. На переднем плане оливковые деревья. В этом месте отчетливо ощущался запах оливок.

Понемногу начали появляться скалы.

Местные фермеры таким образом оберегают свои оливковые рощи от падающих туристов.

Рядовой пейзаж заповедника.

Информационная табличка маршрута. Что за база "0" мне до сих пор не понятно.

Информационная табличка маршрута. Что за база «0» мне до сих пор не понятно.

Прибрежные скалы.

Abbazia di San Fruttuoso (Сан Фрутоззо)

Abbazia di San Fruttuoso (Сан Фруттозо)

В Сан Фрутоззо закончилась первая часть нашего путешествия. Мы заправились водой и не воспользовались последним шансом отправиться домой на кораблике. Вторая часть маршрута встретила нас табличкой «Attention, Hiking Experts only». Мы еще не знали что дедушки и бабушки, которых мы постоянно встречали по дороге, дальше не идут.

Залив Сан Фрутоззо.

Залив Сан Фруттозо.

Скалы

Чем дальше мы уходили, тем круче становись скалы. Тропинка становилась уже, и местами совсем близко подходила к обрыву. Тут я впервые увидел серпантин для пешеходов.

По пути на встретились дикие козлы. Никому не хотелось уходить с узкой тропинки. После достаточно продолжительных уговоров наша взяла и они полезли по скалам.

По пути нам встретились дикие козлы. Никому не хотелось уходить с узкой тропинки. После достаточно продолжительных уговоров наша взяла и они полезли по скалам.

Козлы издавали странные звуки, дабы дать нам понять что они не довольны тем что мы гоним их с тропы.

Вид у них был недовольный.

Скалы заповедника Портофино.

Скалы заповедника Портофино. Дзот времен второй мировой.

И тут началось…мы дошли до первого опасного места (первая фотография этого поста). Тропинка подошла к отвесной скале. На скале появились страховочные крюки и цепочки. Неверное движение и лететь метров 60 до первой скалы, а потом уже безжизненное тело поскачет по скалам до самой воды. К таким испытаниям мы были не подготовлены, и если у меня была более менее обувь, то жена шла в босоножках!!!

С горем пополам первый утес мы преодолели. Примерно через полчаса нам встретился второй — еще более опасный. Отвес высотой 190 метров. К этому моменту мы уже привыкли к страховочным цепочкам и улетающим в пропасть из-под ног камням. Фотоаппарат был убран в рюкзак, не до него как то стало. Тропа вышла ну утес таким образом, что не видно было что нас ждет дальше. Это мог быть как выход на более простую тропинку, так и еще более серьезные испытания. И при всем при этом, возвращаться к первому обрыву не хотелось совсем. Немного переведя дух мы медленно медленно стали проходить утес. Я не скажу что пройти его было сложно, скорее пугала ненужность риска. Пара страховочных тросов с карабинами и я бы даже не вспомнил этот момент.

Скалы заповедника Портофино.

Начинает заходить солнце. Скалы заповедника Портофино.

В районе опасного утеса. Скалы заповедника Портофино.

Закат солнца. Вид на Камоли (Camogli).

К 19:00 мы преодолели весь маршрут и вышли к Сан Рокко (San Rocco). Дальше нас ждал долгий спуск к железнодорожной станции. На выходе мы встретили плакат в котором были описаны все возможные опасности, на фотографиях были показаны оба опасных перевала. Выяснилось что еще и мобильной связи там нет.

Кто будет в тех краях — очень рекомендую. Места необыкновенной красоты…но возьмите нормальную обувь и пару страховочных ремней. В 5 утра следующего дня нас ждала однодневная экскурсия в Рим.