Перевал Юнгфрауйох (Jungfraujoch)

На прошлых выходных выдалась удивительная, во всех отношениях, поездка в Швейцарию. О самой поездке и наших небольших злоключениях я напишу позже. Начать хочется с хорошего. А хорошего было много. В Швейцарии у нас был буквально один свободный денек, и мы его посветили поездке в Альпы. Да не просто в Альпы, а на перевал Юнгфрауйох (Jungfraujoch).

Гриндельвальд (Grindelwald), вид в сторону перевала Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg, 2061 м)

Юнгфрауйох (Jungfraujoch) — перевал в горной гряде, соединяющей вершины Мёнх (Mönch) и Юнгфрау (Jungfrau) в Бернских Альпах. Высота перевала 3471 м. На перевале обустроен великолепный туристический аттракцион, на который можно попасть по железной дороге в тоннеле прорубленном прямо внутри горы.

Туристический аттракцион представляет из себя смотровую площадку метеостанции «Сфинкс», ледовый дворец внутри скалы, аудиовизуальное шоу, альпийскую выставку научных исследований, рестораны со стеклянными стенами, сувенирные магазины, и небольшое смотровое плато на улице. По факту, чтобы насладится красотой Альп на высоте 3471 метр, не обязательно даже на улицу выходить. Вы можете сесть на поезд в Интерлакене (Interlaken) и доехать до верха, сделав две коротких пересадки. Наверх можно ехать не зависимо от того, сколько градусов за бортом.

Если вы всегда хотели побывать среди снежных шапок гор и ледников, но просто физически не в состоянии подняться на такую высоту, то Юнгфрауйох ваш вариант. Туда без проблем можно попасть даже на инвалидной коляске.

Горы Мёнх (слева) и Юнгфрау (справа). Небольшое возвышение по центру - обсерватория "Сфинкс" на перевале Юнгфрауйох (Jungfraujoch).

Горы Мёнх (слева) и Юнгфрау (справа). Небольшое возвышение по центру — обсерватория «Сфинкс» на перевале Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Туда то мы и направились.

Горы Эйгер, Мёнх и Юнгфрау (слева направо). Вид с холма Гуртен в Берне (Швейцария).

Мы очень тяжело добирались до Швейцарии. Выехали из Новгорода в 2 часа ночи. В 5 утра мы были уже в Пулково. Весь перелет спали, потом, в аэропорту Франкфурта пол дня воевали за багаж. После поражения, в этой небольшой войне, мы поехали на поездах по маршруту Франкфурт-на-Майне — Дюссельдорф — Кобленц — Боппард. И только оттуда, на машине, поехали непосредственно в Берн. В гостинице мы оказались только в 23:00 по UTC+2. Итого 42 часа без сна.

После такой дороги вполне логично было бы проспать, что мы и сделали. Поездку на Юнгфрауйох мы спланировали заранее и купили билеты еще в Новгороде. Мы точно знали расписания всех поездов и стоимости проезда. В этом плане в Швейцарии все хорошо. Не смотря на то, что горные железные дороги, по большей части, частные, билеты на них можно спокойно купить на официальном сайте железных дорог Швейцарии (SBB).

Схема маршрута. Красным цветом обозначен тоннель железной дороги Юнгфрау. Мы двигались по часовой стрелке.

Горный участок маршрута по которому нам предстояло проехать. Участок красным цветом нарисован неточно. В этом месте поезд идет в тоннеле внутри горы, постепенно поднимаясь вверх. Фиолетовым цветом обозначена дорога туда, желтым - дорога обратно. Красным цветом - тоннель до перевала.

Горный участок маршрута по которому нам предстояло проехать. Участок красным цветом нарисован не точно, в этом месте поезд идет в тоннеле внутри горы, постепенно поднимаясь вверх. Фиолетовым цветом обозначена дорога туда, желтым — дорога обратно. Красным цветом — тоннель до перевала.

С билетами пришлось повоевать. Сначала пришлось разобраться с разными SwissPass, RailPass и т.п. и понять, что дешевле купить простые билеты. Потом пришлось повоевать, чтобы понять маршрут, возможные пересадки, и что больше половины общей стоимости составляет последний подъем на участке Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Юнгфрауйох (Jungfraujoch). В итоге мы купили билеты только туда и только до Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Нам хотелось сначала оглядеться, а потом уже решить, стоит ли последний подъем 120 швейцарских франков.

Так вот, проспали мы абсолютно спокойно, так как знали что поезда ходят каждые пол часа и наши билеты не привязаны к конкретному поезду. Можно садится на любое свободное место, как в пригородных поездах.

На вокзал Берна (Bern SBB) мы попали с бокового входа и некоторое время не могли понять где можно посмотреть расписание и как понять на какой поезд нам нужно садиться, чтобы добраться до Интерлакена. В итоге мы обратились в справочную, где по распечатке билета, нам выдали план всей нашей поездки с новыми стыковками. План поездки был распечатан на специальном бланке справочной информации, на обратной стороне которого был нарисован план всех этажей вокзала.

От Берна (Bern SBB) до Интерлакена (Interlaken Ost) на вез немецкий ICE2 следующий по маршруту ICE 271 Frankfurt (Main) Hbf. — Interlaken Ost. Время в пути всего 53 минуты. Большую часть времени мы не могли оторваться от окна. Мы ехали по долине вдоль озера, и каждую минуту горы вокруг становились все выше и красивее.

В Интерлакене мы пересели на местный поезд железных дорог Бернер Оберланд (Berner Oberland Bahn, BOB) следующий до небольшого курортного городка Гриндельвальд (Grindelwald).  Поезд мне сразу показался странным. Колея узкая, окна панорамные.

Железные дороги Бернер Оберланд (Berner Oberland Bahn, BOB) — сеть узкоколейных горных железных дорог в швейцарском регионе Бернер Оберланд. Ширина колеи — 800 мм. На большей части железной дороги используется зубчатая передача, благодаря которой поезда могут преодолевать значительные уклоны.

Коммерческая эксплуатация началась в 1890 году.  На сегодняшний день общая протяженность железной дороги — 23.6 км.

Интералкен (Interlaken). Направляемся в сторону Гриндельвальд (Grindelwald)

Интералкен (Interlaken). Направляемся в сторону Гриндельвальда (Grindelwald)

Через несколько минут мы остановились на станции Вильдерсвиль (Wilderswil). От этой станции, в крутой подъем, отходила отдельная зубчатая железная дорога до Schynige Platte.

Станция Вильдерсвиль (Wilderswil). На крыше станционного строения фигуры показывают на плато, в сторону которого ходят поезда от этой станции.

Вид из окна поезда между Интерлакеном (Interlaken) и Zweilütschinen.

Поезд разгонялся до 70 км/ч. Вроде не быстро, но в таких стесненных условиях и при постоянных поворотах казалось что мы летим. Еще через 6 минут мы добрались до станции Zweilütschinen. Там, буквально за две минуты, от нашего поезда отцепили половину состава. Часть пошла дальше в Лаутербруннен, а часть, вместе с нами, сделав резкий поворот влево, стала подниматься к курортному городку Гриндельвальд (Grindelwald).

Станция Zweilütschinen и вид в в долину, по которой мы будем подниматься к городку Гриндельвальд (Grindelwald).

Станция Zweilütschinen и вид в на ущелье, по которому мы будем подниматься к городку Гриндельвальд (Grindelwald).

Поезд сбавил скорость, плавность хода резко упала и появилась какая-то вибрация. Стало понятно, что мы тоже выехали на участок зубчатой железной дороги.

Примерно так выглядела публика в поезде. Все ехали до Юнгфрауйох (Jungfraujoch).

Вид из окна поезда. На подъездах к Гриндельвальд (Grindelwald).

Вид из окна поезда. На подъездах к Гриндельвальду (Grindelwald).

Вид из окна поезда. Гриндельвальд (Grindelwald).

За 17 минут, на скорости 40 км/ч, наш поезд поднялся на высоту 1086 метров и добрался до конечной станции. В Гриндельвальде (Grindelwald) нам нужно было сделать вторую пересадку. На станции было две независимых зубчатых железных дороги. Первая, по которой мы приехали, относилась к железным дорогам Бернер Оберланд (Berner Oberland Bahn, BOB), вторая, на которую нам предстояло пересесть, относилась к железным дорогам «Венгернальп» (Wengernalpbahn).

На станции Гриндельвальд (Grindelwald). Справа, поезд на котором мы приехали (Berner Oberland Bahn, BOB), слева, на который нам предстоит пересесть (Wengernalpbahn).

Поезд железных дорог "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Он нас повезет из Гриндельвальд (Grindelwald) до перевала Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Поезд железных дорог «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Он нас повезет из Гриндельвальда (Grindelwald) до перевала Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Зубчатая железная дорога "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Станция Гриндельвальд (Grindelwald).

Зубчатая железная дорога «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Станция Гриндельвальд (Grindelwald).

Гриндельвальд (Grindelwald). Вид со станции. Хорошо видно под каким уклоном идет зубчатая железная дорога.

Зубчатая железная "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Гриндельвальд (Grindelwald).

Зубчатая железная «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Гриндельвальд (Grindelwald).

Вагон поезда Bhe 4/8 142 Stadler Rail. Зубчатая железная "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Гриндельвальд (Grindelwald).

Вагон поезда Bhe 4/8 142 Stadler Rail. Зубчатая железная «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Гриндельвальд (Grindelwald).

Пересадка в Гриндельвальде (Grindelwald) была совсем короткой. На этом маршруте все продумано и стыковки почти никогда не превышают пяти минут. Поезд Гриндельвальд (Grindelwald) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) сразу пошел резко вниз. Уклон был такой, что стоять можно было только упершись одной ногой в кресло.

Я стал прыгать с фотоаппаратом от окна к окну. Весь вагон смотрел на меня, как на идиота. Через пять минут они прыгали вместе со мной.

Сначала мы спустились ко второй станции в Гриндельвальде (Grindelwald). Сказывается то, что это независимые частные железные дороги, и у каждой есть свои, отдельные, станции.

Зубчатая железная «Венгернальп» (Wengernalpbahn) была запущенна в коммерческую эксплуатацию в 1891 году. Общая длина железной дороги, от Гриндельвальда (Grindelwald), через Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) и Венген (Wengen), до Лаутербруннена (Lauterbrunnen) — 19 км. Ширина колея — 800 мм. Максимальная высота — 2061 м.

В отличии от большинства подобных железных дорог, эта продолжает развиваться. В 1995 году на станции Лаутербруннен (Lauterbrunnen) был построен грузовой терминал. В 2005 были удлинены некоторые станции. А в 2011 был построен второй путь между Венгеном (Wengen) и Альмендом (Allmend), что позволило уменьшить интервалы между поездами.

На второй станции Гриндельвальда (Grindelwald) к нам прицепили грузовую платформу. После этого мы начали резко набирать высоту. Железная дорога петляла по горе Эйгер (Eiger) иногда ныряя в тоннель или противолавинную галерею. Сначала открывался прекрасный вид на Гриндельвальд (Grindelwald), а потом на заснеженные вершины. Через пол часа мы добрались до следующей пересадки — перевала Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Вид из окна поезда железных дорог "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Гриндельвальд (Grindelwald) - Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Вид из окна поезда железных дорог «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Гриндельвальд (Grindelwald) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Гора Tschuggen. Вид из окна поезда Гриндельвальд (Grindelwald) - Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Гора Tschuggen. Вид из окна поезда Гриндельвальд (Grindelwald) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Гор Эйгер (Eiger, высота 3970 м). Вид из окна поезда Гриндельвальд (Grindelwald) - Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Гор Эйгер (Eiger, высота 3970 м). Вид из окна поезда Гриндельвальд (Grindelwald) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Противолавинная галерея. Вид из окна поезда Гриндельвальд (Grindelwald) - Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Противолавинная галерея. Вид из окна поезда Гриндельвальд (Grindelwald) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

В Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) мы сразу пошли в кассу и купили билеты до нашего пункта назначения — Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Каждый билет Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Юнгфрауйох (Jungfraujoch) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg)  обошелся нам в 120 швейцарских франков (~4300 руб). Это почти столько же, сколько стоили все остальные билеты на маршруте Берн — Интерлакен  — Гриндельвальд — Клайне-Шайдег — Лаутербруннен — Интералкен — Берн.

Мы понимали, что шансов на хорошую видимость наверху, у нас почти нет, но все же, решили рискнуть. Перевал Юнгфрауйох (Jungfraujoch) виден от Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) и решать вопрос о покупке билетов можно уже на месте.

На пересадку у нас опять было буквально пять минут.  Тут мы пересаживались с железных дорог «Венгернальп» (Wengernalpbahn) на железную дорогу Юнгфрау (Jungfraubahn).

Железная дорога Юнгфрау, это, своего рода, легенда. Поезда этой железной дороги чаще других попадают на обложки туристических путеводителей, открыток и даже упаковок швейцарского шоколада.

Эта зубчатая железная дорога начинается в Кляйне-Шайдег (Kleine Scheidegg) и поднимается в туннеле, пробитом в скалах, через горы Эйгер (Eiger) и Мёнх (Mönch) на перевал Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Протяженность железной дороги составляет 9 км при 1400 метрах перепада высот. Почти вся железная дорога проходит по тоннелю.

Железную дорогу строили с 1896 до 1912 года. Сегодня Юнгфрауйох — самая высокогорная железнодорожная станция Европы. Высота — 3454 м.

От Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) до Юнгфрауйох (Jungfraujoch) поезд идет почти час. На пути он делает три остановки. На всех трех можно выйти и сделать несколько фотографий.

Станция Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Справа поезд железной дороги Юнгфрау (Jungfraubahn) следующий до Юнгфрауйох (Jungfraujoch), слева поезд "Венгернальп" (Wengernalpbahn) следующий до Лаутербруннен (Lauterbrunnen)

Станция Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Справа поезд железной дороги Юнгфрау (Jungfraubahn) следующий до Юнгфрауйох (Jungfraujoch), слева поезд «Венгернальп» (Wengernalpbahn) следующий до Лаутербруннена (Lauterbrunnen)

Станция Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Поезд железной дороги Юнгфрау (Jungfraubahn) следующий до Юнгфрауйох (Jungfraujoch).

Другого способа доставлять грузы тут нет. Почти к каждому поезду цепляют грузовую платформу. Платформу загружают за 5-10 минут, пока поезд стоит на конечной станции.

Станция Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) и поезд железной дороги Юнгфрау (Jungfraubahn) следующий до станции Юнгфрауйох (Jungfraujoch).

Стрелка зубчатой железной дороги.

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) - Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Поезд идет по поверхности только первые 1.5 км.

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Поезд идет по поверхности только первые 1.5 км.

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) - Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Перед въездом в противолавинную галерею.

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Перед въездом в противолавинную галерею.

Первый раз поезд останавливается на станции Айгерглетчер (Eigergletscher). Высота 2320 метров. Эта станция находится перед въездом в тоннель. На обратном пути тут можно выйти и пешком дойти к порталу тоннеля. Там нет никакой охраны, можно сделать прекрасную фотографию.

Чтобы снова не покупать билет на поезд, можно пешком спустится в Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Его видно прямо от станции Айгерглетчер (Eigergletscher), идти примерно 35 минут.

Когда поезда нет, портал тоннеля закрывается. У тоннеля свой микроклимат.

Все остальные станции находятся в тоннеле.

Перед въездом в тоннель, поезд останавливается на станции Айгерглетчер (Eigergletscher). Тут есть примерно 5 минут чтобы сделать несколько фотографий с высоты 2320 метров.

Второй раз поезд останавливается, на станции Айгерванд (Eigerwand). Высота 2864 метра. Через смотровые окна станции открываются прекрасные виды на Гриндельвальд (Grindelwald).

Вид со станции Айгерванд (Eigerwand). Высота 2864 метра.

Смотровые окна на станции Айгерванд (Eigerwand). Высота 2864 метра.

Третий раз поезд останавливается  на станции Айсмеер (Eismeer). Высота 3158 метров. Через смотровые окна этой станции, открывается прекрасный вид на ледник Гриндельвальд-Фишер (Grindelwald-Fiescher Glacier).

Вид со станции Айсмеер (Eismeer). Высота 3158 метров.

Cтанциz Айсмеер (Eismeer). Высота 3158 метров.

Cтанция Айсмеер (Eismeer). Высота 3158 метров.

Примерно через час, поезд прибывает на конечную станцию — Юнгфрауйох (Jungfraujoch). Эта станция является начальной и конечной точкой одноименного туристического аттракциона. Первым делом мы направились на «Сфинкс».

«Сфинкс» — скала высотой 3571 метр. На ней находится смотровая площадка, метеостанция и самая высокогорная обсерватория в Европе с тем же именем. Со смотровой площадки «Сфинкс» открывается панорама Альп на 360 градусов. Туда мы попали по тоннелям, переходам и на скоростном лифте. За 25 секунд лифт поднял нас на высоту 110 метров.

Выйдя на смотровую площадку мы поняли что наши прогнозы сбылись. Видимость почти нулевая. Никакой панорамы, никакого ледника Алеч.

Смотровая площадка обсерватории "Сфинкс" (Sphinx). Высота 3571 метр.

Смотровая площадка обсерватории «Сфинкс» (Sphinx). Высота 3571 метр.

Смотровая площадка обсерватории "Сфинкс" (Sphinx). Плохая видимость уже не могла нас расстроить.

Смотровая площадка обсерватории «Сфинкс» (Sphinx). Плохая видимость уже не могла нас расстроить.

У скоростных лифтов "Сфинкса".

У скоростных лифтов «Сфинкса».

Если на улице очень холодно, то в принципе, выходить туда не обязательно. Все видно и из комплекса.

Еще около двух часов мы пошатались по комплексу. Ничего особенно впечатляющего в нем нет. Ледяными скульптурами, снегом и магазинами нас особо не впечатлить. В принципе, наверху много качественных сувениров, особенно шоколада. Цены не отличаются от «земных». Большую часть времени мы просидели в ресторане у окна. Подгадав момент когда немного прояснилось мы вышли на смотровое плато перевала. На улице было -12°C и почти без ветра. В какой то момент, с северной стороны тучи разогнало. Но, буквально через пять минут все снова накрыло пеленой.

Высота ~3500 м. чувствовалась. Одышка появлялась буквально после нескольких лестничных пролетов. Посидеть в ресторане было очень кстати.

Сувенирные магазины Юнгфрауйох. Цены такие же как и внизу.

Объявления в ресторане. Цены такие же как и везде, никакой наценки за высоту. Развитый туризм, это вот так. Они даже не употребляют слово "francs", чтобы не запутать и без того запутанных швейцарскими франками туристов.

Объявления в ресторане. Цены такие же как и везде, никакой наценки за высоту. Развитый туризм, это вот так. Они даже не употребляют слово «francs», чтобы не запутать и без того запутанных швейцарскими франками туристов.

Внутри ледника. Многие туристы впервые в жизни видят снег. Очень много японцев, китайцев, корейцев, арабов и турков.

Внутри «ледника». Многие туристы впервые в жизни видят снег. Очень много японцев, китайцев, корейцев, арабов и турков.

Внутри "ледника".

Внутри «ледника».

Вид на комплекс Юнгфрауйох со смотрового плато.

Смотровое плато на перевале Юнгфрауйох.

В один момент в облаках появилась дырка и стало видно гору Мёнх (Mönch, 4107 метров).

А потом опять все затянуло. Смотровое плато на перевале Юнгфрауйох. Вид в сторону горы Юнгфрау.

На перевале Юнгфрауйох.

После плато стало понятно что ловить тут больше нечего и мы запрыгнули в уходящий поезд. Мы решили что лучше провести какое-то время в Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg), чем ждать погоды наверху.

Гора Schwarzmönch (2649 метров). Вид со станции Айгерглетчер (Eigergletscher).

Вид из поезда Юнгфрауйох (Jungfraujoch) - Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Вид из поезда Юнгфрауйох (Jungfraujoch) — Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

В Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) мы провели около часа. Там много пешеходных маршрутов и есть где разгуляться. За час далеко не уйдешь, но мы успели дойти до речки, в одну сторону, и забраться на небольшой холм, в другую сторону. Тут было около 0°C и высота тоже давала о себе знать. Не так сильно, но чувствовалось.

Поезд железной дороги "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) - Лаутербруннен (Lauterbrunnen).

Поезд железной дороги «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Лаутербруннен (Lauterbrunnen).

Железная дорога Юнгфрау (Jungfraubahn). Противолавинная галерея (чуть-чуть виден "хвост" поезда).

Железная дорога Юнгфрау (Jungfraubahn). Противолавинная галерея (чуть-чуть виден «хвост» поезда).

Железная дорога Юнгфрау (Jungfraubahn). Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Вид на Гриндельвальд (Grindelwald). Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Гора Эйгер (Eiger, 3970 метров). Вид от Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Вид на Гриндельвальд (Grindelwald) и гору Wetterhorn. Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

Станция и гостиницы в Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg).

В один момент послышался грохот. Это сошла небольшая лавина.

В один момент послышался грохот. Сошла небольшая лавина.

Станция Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg). Вид в сторону Гриндельвальда (Grindelwald).

В поезд до Лаутербруннена (Lauterbrunnen) мы опять еле успели. С марта по октябрь поезда ходят каждые пол часа, с ноября по февраль — каждый час. Только в этом поезде мы выяснили, что обратных билетов мы не купили. Нам, без проблем, продали билеты по карточке прямо в поезде.  Этот поезд шел почти час. Лаутербруннен (Lauterbrunnen) сильно ниже и сильно ближе к Интерлакену, чем Гриндельвальд (Grindelwald).

Буквально за первым поворотом мы выехали из «зоны снега» и начали спускаться к курортному городу Венген (Wengen). Почти у каждой железнодорожной станции находилась станция канатной дороги. Их тут просто несчетное количество. Не удивительно, что швейцарцы строят канатные дороги по всему миру. При этом, почти все канатные дороги включены в единую транспортную схему страны.

В вагоне поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) - Лаутербруннен (Lauterbrunnen). Железная дорога "Венгернальп" (Wengernalpbahn).

В вагоне поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Лаутербруннен (Lauterbrunnen). Железная дорога «Венгернальп» (Wengernalpbahn).

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) - Лаутербруннен (Lauterbrunnen). Железная дорога "Венгернальп" (Wengernalpbahn). Тут мы как-то очень быстро выехали из снега.

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Лаутербруннен (Lauterbrunnen). Железная дорога «Венгернальп» (Wengernalpbahn). Тут мы как-то очень быстро выехали из снега.

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) - Лаутербруннен (Lauterbrunnen). Вид на Венген (Wengen).

Вид из поезда Клайне-Шайдег (Kleine Scheidegg) — Лаутербруннен (Lauterbrunnen). Вид на Венген (Wengen).

Вид из поезда в районе Венгена (Wengen).

Венген (Wengen).

Венген (Wengen). Вид из окна поезда.

Зубчатая железная дорога. Станция Венген (Wengen).

Я знал о существовании зубчатых железных дорог до этой поездки, но мне предоставлялось, что это единичные туристические ветки, доставшиеся по наследству от доавтомобильной эпохи. В Лаутербруннене (Lauterbrunnen) мое мнение окончательно изменилось. Даже в отдельно взятом регионе Бернер Оберланд это большая сеть с развитым и активным пассажирским и грузовым движением. Пассажирские поезда, даже в межсезонье, тут ходят как минимум каждые пол часа и почти всегда заняты все сидячие места. Да, иногда поезда совсем небольшие, но в то же время, иногда это поезда по 10-12 вагонов.

Насколько я понял, в регионе Бернер Оберланд, по экологическим соображениям, стараются ограничивать автомобильное движение. Плюс, из-за рельефа, во многие места просто нет автомобильных дорог.

Станция Лаутербруннен (Lauterbrunnen).

Северная горловина станции Лаутербруннен (Lauterbrunnen).

Вокзал станции Лаутербруннен (Lauterbrunnen).

На станции Лаутербруннен (Lauterbrunnen) пассажиры и грузы никак не отделены друг от друга. Иногда приходится лавировать между вилочными погрузчиками.

От Лаутербруннена (Lauterbrunnen) до Интерлакена поезд шел достаточно быстро. Зубчатый участок тут совсем небольшой.

Примерно так выглядят грузовые платформы. Их цепляют спереди к пассажирским поездам. Станция Вильдерсвиль (Wilderswil).

В вагоне поезда Лаутербруннен (Lauterbrunnen) - Интерлакен (Interlaken).

В вагоне поезда Лаутербруннен (Lauterbrunnen) — Интерлакен (Interlaken).

В Интеракене у нас была самая длинная стыковка. В ожидании поезда мы, почти час, гуляли по городу. Для новых впечатлений уже не было места, видимо по этому красивейший Интерлакен не произвел какого-то особенно впечатления.

Понравился переезд в районе станции Интерлакен Ост (Interlaken Ost). Пока машину ждут, люди идут по переходу. Почему у нас нельзя делать такие простые и компактные подземные переходы?

Понравился переезд в районе станции Интерлакен Ост (Interlaken Ost). Пока машины ждут, люди идут по подземному переходу. Почему у нас нельзя делать такие простые и компактные подземные переходы?

В ожидании поезда до Берна мы немного прогулялись по Интерлакену.

Интерлакен (Interlaken).

Интерлакен (Interlaken). Река Аре (Aare).

Вокзал станции Интерлакен Ост (Interlaken Ost).

Наш поезд на станции Интерлакен Ост (Interlaken Ost). Типичный швейцарский Intercity.

Наш поезд на станции Интерлакен Ост (Interlaken Ost). Типичный швейцарский Intercity (IC 990 Interlaken OST — Basel Bad Bf.).

Станция Bern SBB. До гостиницы мы уже добрались затемно.