Мадейра

В дорогу с младенцем

Эта поездка была особенной по двум причинам. Первая – на этот раз нас было не двое, а уже трое. При этом третьему было 10 месяцев отроду (далее по тексту Ваня). Вторая – из-за некоторых обстоятельств мы не могли планировать поездку заранее. В 16:00 стало ясно что мы едем, к 18:00 мы забронировали машину, купили билеты на самолеты и оплатили гостиницы. В 20:00 следующего дня мы отправились в путь.

Карта переездов и перелетов. Великий Новгород - Хельсинки - Лиссабон - Мадейра.

Карта переездов и перелетов. Великий Новгород — Хельсинки — Лиссабон — Мадейра.

Прежде чем читать дальше, рекомендую посмотреть это видео. Гостиницу мы забронировали и оплатили через Expedia, билеты на самолет подобрали через SkyScanner и Matrix Airfare Search, а купили на официальном сайте авиакомпании TAP Portugal. Машину забронировали на официальном сайте Avis. Надо отметить что 70% расходов в этой поездке – транспорт. Долю можно было бы сильно снизить, если покупать билеты на самолет и бронировать машину заранее.

Маршрут, аэропорт вылета и транзитные аэропорты мы выбирали исходя из стоимости, финской визы и желания посетить город Порту. Именно по этому мы летели из Хельсинки через Лиссабон.

Первая промежуточная цель – аэропорт Helsinki Vantaa, вылет в 5:40. В среднем, на дорогу из Новгорода до Хельсинки уходит около 10 часов (с учетом границы). Два часа мы заложили на парковку авто, регистрацию, и контроль безопасности. Таким образом, мы планировали выехать из Новгорода в 18:00. Выехали мы с небольшим опозданием, но пит-стоп в Ленте и автомойка на Несте увеличили наше опоздание до критического. Трубичино мы проехали уже после 20:00.

На дворе декабрь, снега хоть и нет, но нагонять расписание на трассе М10 Москва – Санкт-Петербург себе дороже. На остановках тоже сэкономить не получилось. Когда Ваня критически заводился, мы останавливались, выходили из машины и рассматривали проезжающие авто. В целом, до Питера Ваня вел себя более менее спокойно, иногда можно было забыть что он едет с нами. На Питерском КАД начались небольшие скандалы, все таки уже и спать уже было пора. В этот раз мы решили протестировать дамбу и стали объезжать Питер с западной стороны. Примерно на дамбе Ваня и уснул.

В 2:00 мы были на границе. Ваню пришлось будить, а сон его был крепок. На границе очередей практически не было. Из-за холода и идиотских пограничных будочек, проверка документов была достаточно формальной. На финской стороне мы впервые познакомили Ваню с пеленальной комнатой. Ему сразу не понравилось, был небольшой скандал. Оставшийся путь до аэропорта Ваня по большей части спал.

В аэропорту мы были в 2:30, но уже по местному времени. Ваня проснулся и начал приставать к финнам и практиковать ходьбу вокруг регистрационных стоек. Тут мы впервые столкнулись с тем, что маленький ребенок дает неплохие привилегии. Приоритетная регистрация + приоритетная посадка + дополнительное место в самолете (которого младенцу не положено). Вы садитесь в самолет как обычно, он забит почти до отказа, и бац, одно из немногих свободных мест оказывается рядом с вами. Если с вами младенец, то некоторое количество воды разрешать пронести на борт самолета, правда вам придется под пристальным взглядом сотрудников службы безопасности воду попробовать.

Нас стали загружать в самолет (Airbus A319) примерно в 5:30, от земли мы оторвались только в 6:00. Эти пол часа Ваня не давал спать всему самолету. Когда самолет начал разгон Ваня успокоился, а к моменту отрыва он уже спал. Много ли надо. Летели мы чуть больше пяти часов. В самолете были очень удобные кресла, в которых отлично спалось. Ваня проспал около трех часов. Оставшиеся два часа он общался с борт-проводниками, соседними пассажирами, гулял по самолету и просто играл на креслах.

Лиссабон нас встретил туманом, да таким, что наша посадка была на грани срыва. Мы только стали входить в зону облачности, как тут же коснулись земли. Облачность оказалось туманом.

Туман в аэропорту Лиссабона.

Вид на Лиссабон со стороны аэропорта :) После Хельсинки пальмы радуют даже при +15 и тумане.

Багаж мы получили примерно за 20 минут. После чего, не торопясь, добрались до вокзала Лиссабон Ориенте, без проблем купили билеты на поезд, и после обеда были уже в Порту. Про поезд В Португалии этот вид поездов называется Alfa Pendular. По сути это итальянский Пендолино. Поезд всю дорого активно разгонялся, тормозил и наклонялся в поворотах. Через час меня слегка подукачало. Ваня часть дороги спал прямо в коляске, которую мы оставили у выхода к тамбуру. После того как он проснулся, стал гулять по вагону и играться в креслах. Один раз мы недоглядели и он выползу между ног у впереди сидящей женщины. Она еще долго смеялась.

Электропоезд CP Alfa Pendular 4007 на базе ETR 460 Pendolino прибывает на станцию Лиссабон-Ориенте (Lisbon Oriente)

Такой экспресс совсем немного дороже, и совсем немного быстрее обыкновенного португальского InterCity. Разницы в комфорте нет. В туалете поезда был пеленальный столик. Ване он тоже очень не понравился. Вообще, проблема с пеленанием ребенка возникла только один раз — в центре Фуншала (столица Мадейры).

Мы немного посмотрели на Португалию из окна поезда.

К середине пути туман начал немного рассеиваться.

Ближе к Порту погода стала налаживаться.

В районе Порту железная дорого шла прямо вдоль  Атлантического океана. Пляжи пустеют - не сезон.

В районе Порту железная дорого шла прямо вдоль Атлантического океана. Пляжи пустеют — не сезон.

Вид на Порту из поезда, со стороны Вилла-Нова-Ди-Гая.

Про Порту

Про Порту я уже писал, по этому тут особо не буду распространяться, разве что про поездку с детьми. В Порту сделано все чтобы ребенок в коляске не доставил дополнительных неудобств. Мы посадили ребенка в коляску прямо в номере гостиницы, поехали в центр города, там много гуляли, ездили на метро, фуникулере, канатной дороге и экскурсионном автобусе. За все это время нам ни разу не пришлось поднимать коляску. В метро были лифты, а в других местах все входы, выходы и проходы были продумано на стадии строительства. Удивительно, но все эти колясочные удобства были реализованы без единого пандуса. Главная ложка дегтя в Порту с коляской — это брусчатка, тротуарная плитка и другие виды тротуарных неровностей. Гладких (даже примерно) тротуаров в центре Порту просто нет. Основная масса тротуаров сделана из бетона, на котором выцарапан узор тротуарной плитки. Обратно, из Порту в Лиссабон мы ехали на обычном поезде Intercity. Ребенка пришлось держать на руках всею дорогу. Свободных место в поезде почти не было. Но опять же, это условно, мы с ним много гуляли по вагонам и тамбурам. В аэропорт Лиссабона мы приехали около 12 часов. До вылета оставалось 2.5 часа. Этого было достаточно, чтобы понять, что в аэропорту Лиссабона есть отдельный терминал для внутренних рейсов, и добраться до него. Рейсов во втором терминале не много, в основном это португальские острова – Мадейра и Азоры. Помимо островов есть несколько рейсов и до Порту и Фаро.

Перрон у второго терминала аэропорта Лиссабона. Тут трутся только самолеты Tap Portugal и SATA.

Самолет (Airbus A320) до Мадейры был забит почти целиком, причем большая часть пассажиров — местные жители (не туристы). Ваня уснул еще в терминале, во время посадки. Еще час он проспал в самолете.

Перед посадкой нам дали осмотреть остров из иллюминатора.

Разворот над Лиссабоном.

На Мадейре Avis нам выдал забронированную машину. Это был Fiat Panda. Я даже не задумывался о том, что нам может не хватить места в машине. У нас была коляска-трость и два чемодана, один из которых проходит у Ryanair как ручная кладь, а второй чуть-чуть побольше. Чемоданы полностью съели весь багажник, коляску пришлось положить в салон. Как жаль, что я не догадался достать автомобильный регистратор сразу. Первый час в этой машине был для нас шоком. Я почувствовал себя Кларксоном, который после Mercedes SLK, сел в Opel Meriva. За первый час я выдал столько эпичных описаний этого авто, что к середине поездки просто не мог перестать смеяться.

Fiat Panda и горные дороги острова Мадейра. В горах бывает брусчатка.

В первой поездке нас поразила не только машина, нас очень поразили местные дороги. Власти Мадейры просто отожгли. Они понастроили огромное количество тоннелей, которые соединяют не только города, но и маленькие деревушки. До гостинцы нам было ехать около 65 км, за это время мы проехали 24 тоннеля общей длиной около 30 км. Почти пол пути в тоннелях!!! Виадуки посчитать было просто невозможно.

Дороги острова Мадейра. Браво Португальцам.

Тоннели. Их очень много, и без низ, было бы очень плохо.

Старые дороги тут стараются не закрывать. Они доступны туристам.

Про остров

Мадейра – группа небольших португальских островов в Атлантическом океане. Архипелаг расположен приблизительно в 1000 км к югу от Португалии и в 500 км к западу от африканского побережья. Мадейра входит в ЕС в качестве особой отдаленной территории. Архипелаг состоит из двух населённых островов: Мадейра и Порту-Санту, и двух отдалённых групп мелких ненаселённых островов, служащих пристанищем морским птицам — острова Десерташ и острова Селваженш. Остров Десерташ видно с острова Мадейра, а Селваженш находится аккурат между Мадейрой и Канарскими островами. К основному архипелагу он притянут за уши. Остров Порту-Санту расположен в 43 км на северо-восток от острова Мадейра. Длина острова составляет 11 км, а ширина — 6 км. Население острова в 2001 году составило 4474 человека. Единственный город на острове — Вила-Балейра, также известный как город Порту-Санту. На острове расположен аэропорт, обслуживающий перелеты до Фуншала, который расположен всего в 15 минутах лёта. Основная индустрия острова — пляж, ибо на самой Мадейре пляжей фактически нет. Остров Мадейра — крупнейший остров архипелага, в длину он составляет 57 км, а в ширину — 22 км в самом широком месте и имеет общую длину побережья 150 км. Длиннейшая ось расположена между востоком и западом, вдоль которой лежит цепь гор с высотой до 1862 метров, из которой начинаются многие глубокие ущелья, расходящиеся к побережью. Самая высокая точка острова — Пику-Руйву, 1862 метра над уровнем моря.

Церковь в Сао-Весенти (Sao Vicente).

Я бы условно разделил Мадейру на две части. Западную и восточную. Две части разделены ущельем Сан-Висенти – Энекумеада – Рибейра-Брава. Западная часть – это плато Пауль-да-Серра и большое ущелье с рекой Рибейра-ди-Жанелла. Выглядит западная часть так:

Западная часть острова Мадейра.

Восточная часть острова – крутые вершины и глубокие ущелья. Тут расположены Пику-Руйву, Пику-Арейро и Пику-Гранде. Восточная половина острова выглядит так:

Восточная часть острова Мадейра.

Пляжи на Мадейре по большей части каменистые. Есть несколько пляжей с привозным и местным песком, но они совсем небольшие. Тут развиты прогулочные поездки на лодках, рыбалка, наблюдение за дельфинами и китами. Пожалуй, самое интересное на острове – это горы и левады. Левады – это ирригационные каналы, предназначенные для сбора воды со склонов гор. Большая часть левад собирает воду на северных слонах, и через тоннели доставляет ее на южные, более заселенные, склоны. Левады начали строить в XVI веке, последние же были созданы в 1970 году. Сейчас они продолжают играть роль оросительных каналов, но так же являются популярным объектом туризма. Общая протяженность левад – около 800 км.

Левада "25 фонтанов".

Левада «25 фонтанов».

Прогулки вдоль левад не утомительны, так как они строились практически горизонтально по высоте. Минимальные уклоны оставлялся для того чтобы вода шла самотеком. Чем меньше перепад высот, тем выше можно строить дома и сажать плантации. У некоторых левад есть тоннели, по которым тоже можно прогуляться. Есть тоннели в по 300-400 метров, а есть и до по 2.5 км. Мы прогулялись по тоннелю всего раз, его длина около 550 м.

Тоннель Северной Левады (Levada Do Norte)

Мадейра – рай для хайкеров. Тут сотни хорошо оборудованных маршрутов. Есть очень простые, если сложные, но все они необычайно красивы. На некоторых маршрутах прорублены специальные пешеходные тоннели. Ваня очень хорошо перенес все наши прогулки по горам, левадам и прочим интересным местам Мадейры. Хуже всего он переносил поездки на авто (а ездили мы по несколько раз в день). Честно говоря, к концу поездки, эти дороги с тоннелями и мне порядком поднадоели. Из-за рваного ритма долгие поездки тут просто невозможны. Хорошо что остров небольшой. Помимо дорог Ване не нравилось детское кресло, которое мы заказали при бронировании авто. Родное детское кресло оказалось намного удобнее.

Ваня иногда спал прямо в переноске.

Если мы были в музеях, или гуляли по городам, то Ваня был в коляске. В горах и вдоль левад, вот в такой переноске. Я часто одевал ее не по инструкции, ребенком назад, так как иногда очень важно видеть куда ставишь ногу. Мы остановились в апарт-отеле в небольшой деревушке Paul do Mar, что на южном побережье острова. Это была простая, чистая и аккуратная гостиница с доброжелательным персоналом. До заявленных четырех звезд она, имхо, не дотягивала, но крепких три звезды вполне. Нам их было достаточно. Первую часть отпуска, в гостинице (на 60 номеров) были мы и еще несколько гостей. Они, как и мы, уезжали с утра, и возвращались только вечером. Два бассейна и все шезлонги были полностью в нашем распоряжении. Ближе к рождеству народ подтянулся, но гостиница все равно оставалась полупустой. Аппарт-отель — очень хорошая идея при поездке с маленькими детьми. У вас в номере есть своя кухня, но при этом, в отличии от апартаментов, у вас есть все преимущества гостиницы (Уборка номеров, Room Service, завтраки, обеды и ужины в ресторане, и т.п.).

Апарт-отель Paul do Mar в одноименной деревне. Вид сверху.

Бассейн и шезлонги в гостинице.

Ни завтраков, ни ужинов мы не заказывали. Всю еду мы готовили сами, на кухне в номере. Это было супер правильное решение. Еду мы брали в магазине Pingo Dolce, в небольшом городке Кальета, что в 10 минутах езды на машине. (Как говорят на Мадейре, после третьего тоннеля налево). Почти все немного дешевле чем у нас, дороже только фрукты и овощи. Мясо и мясные продукты дешевле примерно в два раза. Из-за поездок, мы регулярно обедали в ресторанах в совершенно разных уголках острова, и во время каждого обеда Ване срочно куда-то нужно было. Почти во всех ресторанах ребенка нельзя было оставить без присмотра ни на минуту. Тут вами и скатерти, и сервированные столы, и бокалы, и вина и много чего еще интересного. В таких ситуациях мы просто ели по очереди. Один раз, официантка сжалобилась над нами и посидела с ребенком пока мы ужинали. С погодой нам повезло, практически все дни было тепло и солнечно, хоть был и не сезон. Погода — еще одна приятная особенность Мадейры. Она сильно меняется в зависимости от того в каком месте острова вы находитесь. На южном побережье, северном побережье, в горах, или у океана. Но в каждом из этих мест температура очень стабильна, и изменяется всего лишь в пределах нескольких градусов.

Деревушка Paul do Mar. Вид сверху.

Средняя годовая температура моря составляет 20 °C зимой и 23 °C летом. Летний сезон длится почти круглый год, хотя в период с декабря по апрель температура часто опускается ниже 20 °C. Мы были в декабре, погода была как в Новгороде в июле. Мадейра — острова вулканического происхождения. Тут даже неспециалисту бросаются в глаза скалы явно вулканического происхождения и вулканический туф в районе некоторых вершин. Более подобно этот вопрос можно изучить в центре вулканизма. Из 14 дней, что мы были на острове, только четыре дня мы никуда не ездили. Эти четыре дня мы провели в гостинице, деревушке Paul do Mar и ее окрестностях. Зимой на Мадейре не так много туристов, из-за этого нет ощущения что ты попал в жернова туристической индустрии (в отличии от Канарских островов). В это время года, большая часть людей — местное население. Местные внешне не похожи на континентальных португальцев, тут что-то среднее между португальцами и латинской америкой. Нам встречались мужчины очень похожие на Danny Trejo.

Стрелитция - символ Мадейры.

Стрелитция — символ Мадейры.

Дела у местных не очень, причем давно. Очень многие живут за счет денег, которые им присылают уехавшие на заработки родственники. Из-за этого в каждой деревне есть банк. Магазина может не быт, но банк есть. Иногда складывалось ощущение что жители Paul do Mar целыми днями сидят на набережной и смотрят в океан.

Дорога домой

14 дней пролетели незаметно, и пора было собираться домой. Уезжали с острова мы в расслабленном ритме. На дворе католического рождество, и без того неторопливый ритм жизни на острове практически остановился. В тот день мы проснулись в 8 утра. К 11:00 мы собрали вещи и распрощались с гостиницей. Перед отъездом мы решили еще раз прокатиться по сумасшедшему серпантину у Paul do Mar. Только после этого мы двинулись в сторону аэропорта.

Перед тем как вернуть машину, мы поездили вокруг аэропорта и посмотрели на него со всех сторон. Я не мог не осмотреть подробнее это грандиозное сооружение. После небольшой экскурсии мы сдали машину и погрузились в пустые залы международного аэропорта Мадейры. Где-то вдалеке, на рейс AirBerlin грузились немцы, а у нашей стойки регистрации никого не было. Сотрудник аэропорта появился за пять минут до окончания регистрации, этих пяти минут было достаточно, чтобы зарегистрировать все 15 пассажиров. До Лиссабона мы летели почти в пустом Fokker 100. Ваня гулял и лазил где хотел. До ближайшего пассажира было около четырех рядов сидений.

Fokker 100 авиакомпании Air Portugal.

В Лиссабон мы прилетели в 16:30, и почему-то не во второй терминал, а в первый. Даже переезжать никуда не пришлось. Наш вылет был только через 6 часов. Эти 6 часов пролетели незаметно. Аэропорт был почти пустой, но при этом почти все кафе работали. Ваня активно практиковался в ходьбе (стабильно он пошел за несколько недель до поездки), большие, пустые и чистые залы способствовали этому.

Так оттачивается мастерство в хождении.

Несмотря на весь пиар «Family airport», пеленальные комнаты были в отвратном состоянии. При их строительстве все продумали и сделали просто великолепно, а вот поддерживать в чистом и виде не получилось. После контроля безопасности у нас на троих было целое посадочное крыло в 4 гейта, мест эдак на 600. Ваня был отпущен на все 100%. Ходил куда хотел.

Аэропорт Лиссабона - основной за с регистрационными стойками.

Аэропорт Лиссабона — основной за с регистрационными стойками.

Украшения в аэропорту Лиссабона.

К моменту посадки подтянулись все шесть пассажиров нашего рейса. Пятеро сели в салоне бизнес класса, а мы и еще один парень — в эконом классе. Меня сразу удивило такое странное распределение. 9 пассажиров на Airbus A320-214 — такое я видел первый раз. Борт-проводники оттарабанили обязательную программу (еда, напитки) так быстро, как это возможно. Ваня уснул еще в аэропорту, там мы уложили его спать традиционным колясочно-прогулочным методом. В самолете пару раз Ваню будила борт-проводница. Больше ей ухаживать было не за кем. За этот полет я попробовал разные способы сна в самолете. Самым удобным оказался традиционный способ — сидя в кресле. Лежа поперек и на полу было не так удобно. На выдаче багажа стало понятно, что все пассажиры бизнес-класса — родственники пилотов и борт-проводников. Обидно за них, они прилетели на рождество к Санта-Клаусу, а тут даже снега нет. Аэропорт Хельсинки нас удивил. Пять утра, рождество и куча народу. После мертвого Лиссабонского аэропорта мы были просто шокированы. Только с 6 до 7 утра, из Helsinki Vaanta было 6 вылетов на Канарские острова. Мы получили багаж за 10 минут, еще 15 минут я шел до парковки и подгонял машину к центральному входу в аэропорт. Какой же это кайф, сидеть в своей машине после Fiat Panda, и какой-же это кайф, ехать по спокойным финским дорогам, после сумасшедших португальских магистралей. В Финляндии я хотел купить омывайки на всю зиму, но рождественская ночь сорвала мои планы. получилось купить всего два литра за какие-то невменяемые деньги. К въезду в Россию мы перевели часы два раза по два часа и утра в этот день просто не было. Границу мы опять проскочили на ура. Финскую омывайку пришлось залить уже у Выборга, а к Питеру она закончилась. После границы Ваня начал отказываться сидеть в детском кресле, скорее всего он просто еще не отошел Fiat Panda. Дома мы были только к вечеру. На обратную дорогу у нас ушло немногим больше суток.

Другие публикации из этой поездки

Другие публикации из этой поездки об острове Мадейра