Стокгольм глазами пешехода

Я пишу это сидя на газоне, прямо рядом со входом в терминал аэропорта Stockholm Skavsta. Вокруг, в ожидании вылета, загорает народ, самолеты рулят за символическим забором. Люблю я маленькие аэропорты.

Стокгольм. Исторический центр.

Для начала тезисно…

Информаторы аэропорта Скавста вещают не только в терминале, но и на лужайке перед ним

Метро в Стокгольме, как и все поезда в Швеции, ходит в обратную сторону. У них левостороннее движение. Так сложилось исторически, автомобильное движение переведено на правостороннее 3 сентября 1967 года. А поезда так и остались. На фото оформление станции Tensta. Синяя линяя.

Мобильные телефоны в Стокгольмском метро работают и между станциями. Эскалаторы включаются автоматически, когда к ним подходят люди.

Бедным шведам негде выпить вечером в выходной, по этому, кабачные посиделки превращаются в фуршеты

В центре города у железнодорожного моста есть пешеходный тротуар, нашим железнодорожникам такое может присниться только в самом страшном сне.

Теперь по порядку

Давно я не ездил без машины…отвык уже. В этот раз я решил поехать в Стокгольм через Ригу. Выехать из Новгорода после работы (18:00), к часу ночи быть в Риге, там заехать в гости к родственникам, поспать до утра, потом в аэропорт, оставить там машину и в 10:30 вылететь в Стокгольм Skavsta (авиакомпания Ryanair). Далее из Stockholm Skavsta до автовокзала (Stockholm Cityterminalen) на автобусе (шатл Flugbussarna). Все билеты были уже куплены и лежали в виде распечаток. К 12:00 я планировал быть в Стокгольме. Это о том как было запланировано, теперь о том как получилось…

Выдвинулся из Новгорода я в 20:00. В последний момент всплыла проблема – зеленую карту (страховка авто для выезда за границу), в Новгороде, нигде не делают после 18:00. Дошло до того, что за страховкой я поехал домой к какому-то страховому агенту «Согласия» (Спасибо Ромахе за наводку). Я привык уже в Финляндию ездить, там все поставлено на поток, и такие вещи делаются по дороге. Но тут переход Шумилкино – Luuhamaa и никто точно не знал, можно ли там ночью купить страховку. Вообще, это Эстонский пограничный переход, но дорога А212/E77  Псков — Рига совсем немного проходит по территории Эстонии, там буквально каких-то 20 км.

По дороге насторожила новость о закрытии таможенных переходов с Латвией. Новость была такой короткой, что я не понял в какой день и почему…успокаивало только то, что я еду транзитом через Эстонию…хотя я понимал, какое количество народу может поехать моим маршрутом.

В 23:00 я был уже на границе…народу было не то чтобы много, но было. В купе с медленным осмотром и небольшой пересменкой проторчал я на границе 2.5 часа. В Торфяновке (Россия) — Vaalimaa (Финляндия) на такое количество машин ушло бы 20-30 минут (давно уже порываюсь написать путеводитель по пограничным переходам, но как обычно, руки не доходят).

На русской стороне границы, во встречном стоял караван фур груженных свиньями. Они дико шумели, пахли и кормили местных комаров. Позже выяснилось что к нам так мясо ввозят, прямо в живом виде. Видите-ли, особенности налогового законодательства.

В итоге в 4:30 я был уже у родственников и завалился спать. Опоздание – 3.5 часа. И это с учетом того, что час был выигран за счет перевода часов на GMT+2.

В аэропорт я решил не ехать сильно заранее, все таки Рига не Москва. Сделав поправку на пробки, регистрацию, контроль…выехал за 3 часа. Мне нужно было доехать до Рига, потом пересечь весь город, через центр (самые рижские пробки). В общем, через 45 минут я сидел уже гейта и не знал чем себя занять. До вылета было еще 2:15. Учитесь, Московские аэропорты.

Аэропорт Риги.

Вылетели минута в минуту – 10:30, а вот вышли из самолета с опозданием на 4 минуты – 10:39. 20 минут на получение багажа, 1:20 на трансферт до Стокгольма, и в 12:20 я на автовокзале. Опоздание 20 минут. Аэропорт Skavsta оказался дальше чем я прикидывал.

И тут начался квест. К 15:00 нужно было попасть в диск-гольф парк Järva. Никакой информации об общественном транспорте у меня не было. Знал только название станции метро. Нашел вход под землю, подошел к турникетам, изучил карту и стал общаться с автоматом по продаже билетов. Вопросом «Вы чего хотите, Red ticket за 120 крон, или Full ticket за 260 крон» автомат поставил меня в тупик. Пришлось напрягать дедушку у турникета. Дедушка отлично говорил на английском. Он задал пару уточняющих вопросов и пришел к выводу что мне сюда не надо, а надо туда (махнул рукой). Пойдя «туда» (а все происходит в помещениях, подземных залах и переходах) я оказался в главном зале железнодорожного вокзала Стокгольма.

Поняв, что это тоже не совсем то что я искал, вернулся обратно, купил у дедушки трехдневный билет без лишних расспросов, за что заплатил 200 крон. Прошел через турникеты, спустился по эскалатору и попал на перроны пригородных поездов и понял, что дедушка был прав — сюда мне не надо. Пошел дальше искать метро (T-Ban).

ticket

Отдельный билет на метро не потребовался, в метро я прошел по билету купленному у «дедушки». Квест на этом не закончился. На указателях метро не было моей ветки, хотя на общей схеме она была. Опять пришлось общаться с аборигенами. Молодой человек арабской внешности поведал мне печальную историю о том, что ветка которая мне нужна (синяя) закрыта на ремонт, и объяснил что мне нужно выйти из метро и ехать на 47 автобусе. Что в общем то я и сделал. Ну как сделал, из метро вышел, карту автобусных маршрутов изучил, и понял что 47 мне не совсем подходит.

Что-то подсказывало что целая ветка метро закрыта быть не может, особенно так на долго. А зная что перегоны метро в центре Стокгольма сверхкороткие (относительно Москвы и Питера) я отправился на соседнюю станцию Rådhuset. Я не ошибся, это была временная конечная. В 14:30 я был на поле. Квест на этом закончился и приключений я больше не сыскал.

На следующий день, уже без тяжелых сумок, во время размеренной прогулки по Стокгольму я изучил этот вопрос. Оказывается повсюду висели яркие оранжевые плакаты на которых на шведском и английском языках было написано о том что ветка закрыта, а на полу были стрелки ведущие на остановку временного автобусного маршрута (не 47). Первый раз я не заметил этих плакатов только из-за того, что они терялись в обилии наружной рекламы.

Временные указатели на тротуарной плитке возле метро.

Вот так выглядит зал прилета в аэропорту Stockholm Skavsta. Ровно две ленты для выдачи багажа.

Улица Klarabergsgatan. Вид от вокзала.

Центральный вокзал Стокгольма (T-Centralen)

По дороге от вокзала к станции метро Radhuset. Улица Kungsholmsgatan.

Эскалаторы Стокгольмского метро.

Внутри вагона поезда Стокгольмского метро. Главное отличие от нашего - очень тихо.

Внутри вагона поезда Стокгольмского метро. Главное отличие от нашего — очень тихо.

Рядовой спальный район Стокгольма. Не находите ничего необычного? Машин во дворе нет. Ни один балкон не застеклен.

Kungsjolmen. Улица Sankt Eriksgatan.

Импровизированная велостоянка у одного из прибрежных летних кафе.

Квартал Сёдермальм.

Церковь Марии Магдалины и набережная квартала Сёдермальм.

Гонки на метро.

Gamlastan. Старый город.

Старый город. Телевизор в кафе виден с улицы. Играют юниоры - сборная Швеции против сборной Англии. Бьют пенальти, счет 3:3.

Старый город. Телевизор в кафе виден с улицы. Играют юниоры — сборная Швеции против сборной Англии. Бьют пенальти, счет 3:3.

Многоярусный город.

С велосипедистами тоже не все дружат.